«Красная» зона: бизнес снова работает в минус

В связи с действующими карантинными ограничениями в «красной» зоне, в Украине страдает малый и средний бизнес. Предприниматели настаивают на необходимости компенсационных мер со стороны государства. По словам предпринимательницы Натальи Эшонкуловой, им необходимо время, чтобы приспособиться к работе в новых условиях, передаёт Информ-UA.

В связи с «красной» карантинной зоной, изменены условия работы предпринимателей. Это повлекло за собой ряд проблем.

карантин

Наш сегмент, отели и рестораны, как и в прошлый раз, терпит очень большие убытки. Всегда было хуже отелям, так как ресторан – это одно хозяйство, а отель – два: отельный и ресторанный бизнес. Отель – структура намного больше, и их сейчас посещает меньше людей. Несмотря на то, что при условии вакцинированных сотрудников, они могут продолжать свою работу, возникает ряд трудностей. Мне ежедневно поступают звонки, предприниматели просят проконсультировать их в вопросах работы в нынешней ситуации. Им сейчас очень тяжело, бизнес только начал понемногу оживать. Сейчас данная сфера перестала ощущать на себе такое понятие, как сезонность, его просто нет. Ели раньше мы чётко говорили о том, что есть понимание спада и всплеска сезона, сейчас этого не наблюдается. Мы очень чётко чувствуем, что у людей гораздо меньше денег, наша сфера – лакмусовая бумажка, мы моментально понимаем, на чём экономят граждане: на походах в кафе, ресторанах, в целом на досуге,

— рассказывает президентка Ассоциации рестораторов и отельеров Елена Булах.

На сегодняшний день предпринимательство в Украине в сложной ситуации, говорит рестораторка:

Бытует такое понятие, что работники сферы торговли, когда у них есть большое количество сотрудников, — это торгаши, у которых всегда много денег. Но никто никогда не считает, какое количество налогов нам приходится платить, в какую сумму нам обходятся наёмные работники. К тому же, сейчас очень жёсткие правила контроля над акцизом. Мы стремимся быть европейским государством, идём к чему-то цивилизованному, но, к сожалению, многие факторы очень сильно влияют на работодателей и работников. Многие работодатели только сейчас начали понемногу возвращать долги, расплачиваться по кредитам. И вот вновь возникают некомфортные для бизнеса ситуации.

Также важно учитывать и психологическое состояние предпринимателей, говорит Елена Булах:

Помимо убытков как коммерсантов, играет роли и психологический момент. Приходится много работать с наёмным персоналом, а есть люди, которые хотят прийти на работу с весьма неадекватными пожеланиями. Проблема и в юридической безграмотности людей. Если ты принял решение не вакцинироваться, ты должен понимать, к чему это приведёт. Что продаёт ресторан? Эмоции. Какие эмоции мы сейчас можем предлагать людям? Многие те же шеф-повары находятся сейчас в депрессии. Люди устали от всех этих непонятных моментов. Те, кто принял решение не вакцинироваться и не работать, они уходят, создают свои блоги, службы доставок. Те, кто остался работать несмотря ни на что – это люди, которые заслуживают похвалы, так как для того чтобы работать в таких условиях, необходимо иметь психологическую, моральную и финансовую поддержку. Я для себя нашла единственный выход, и я рекомендую его всем своим коллегам – учитесь, советуйтесь, читайте. Если что не понятно, нужно обращаться за помощью к специалистам, в тех же юридических вопросах, например. И персонал нужно обучать, заставлять его стремиться к новым вершинам, чтобы они не уходили в депрессию.

Трудности у бизнеса возникают в связи с тем, что не все работники, как и клиенты, на сегодняшний день имеют две дозы вакцины.

Мы вроде бы как и можем работать, но мы не можем в полной мере отдаться нашему потребителю, как и он нам. Мы сделали по одной прививке, и до того, как будет сделана вторая, мы не имеем права принимать посетителей. А промежуток между вакцинацией минимум две недели. Мы заложники ситуации: мы хотим работать, но не можем. Мы не антивакцинаторы, но мы хотим трудиться в нормальных условиях. Если мы оказались в условиях, когда мы не можем работать, давайте говорить об аренде, налогах, чтобы их отменить на время, когда мы не можем заниматься предпринимательской деятельностью. Также и самим потребителям необходимо время для того, чтобы пройти полную вакцинацию. А до этого у нас будет мало клиентов, мы будем работать в минус,

— говорит предпринимательница Наталья Эшонкулова.

Сейчас бизнес оказался в более сложной ситуации, чем во время прошлого ужесточения карантинных мер, говорит общественный эксперт при совете по вопросам развития малого предпринимательства при президенте Украины Виктор Жих:

Ранее, когда вводили ограничения, были подготовлены некоторые компенсационные меры: предоставлялась скидка на аренду помещений, временная отмена части налогов, выплаты предпринимателям и их наёмным работникам, которые не могли работать. Была введена двухуровневая компенсация: программа, разработанная правительством, которая предполагала выплату в размере 8 тысяч гривен, а также в регионах должны были предоставить дополнительную компенсацию. К сожалению, в этом году на уровне правительства не были подготовлены соответствующие меры. А они необходимы, и важно, чтобы они начинали действовать не с того момента, когда они будут приняты, а когда полноценная работа бизнеса приостановилась.

Такие карантинные ограничения отразятся не только на предпринимателях, но и в целом на рынке труда, говорит адвокат Станислав Лифлянчик:

Карантин прямо влияет на бизнес, а предпринимательство – это рабочие места. Когда человек ходит на работу на какой-то завод, где несколько тысяч сотрудников, и думает, что проблема карантина его не коснётся, то он глубоко заблуждается. Его заработная плата прямо зависит от того дохода, который получает завод, на котором он работает. И если предпринимателю некуда продавать свою продукцию, то и платить зарплаты будет не с чего, в результате начнутся сокращения.

К тому же, по мнению адвоката, ужесточение правил работы в связи с карантином – не решение проблем с распространением коронавирусной инфекции:

Нужно прекратить рассматривать бизнес как преступников, на самом деле это «бусинка». Но государство решает свои вопросы за счёт предпринимателей. Нам говорят о том, что система здравоохранения не справляется со своими обязанностями. Мы второй год находимся в непонятной ситуации, но, тем не менее, Министерство здравоохранения не успело привести свою систему в порядок. Теперь Министерство при поддержке Кабмина решает свои проблемы за счёт бизнеса. Риторика местной власти в большинстве регионов: у вас было достаточно времени, чтобы привить всех своих сотрудников, если вы этого не сделали – вам запрещено работать. Но если посмотреть на очереди, которые выстраиваются за вакцинацией, на праздники, которые у нас проводили и т.д., то на самом деле никаким образом эта ситуация не решается. Нам всё время действующая власть приводит в пример более благополучные государства, которые приостановили бизнес. Например, Израиль на год закрыл людей дома. Но, там граждане получали 80% своего среднего дохода. А что получают наши предприниматели?

Также существует вопрос и по поводу законности данных карантинных ограничений, говорит Станислав Лифлянчик:

В государстве на сегодняшний день не введён никакой специальный режим. Есть конституционные права, которые гарантируются государством. Например, право на жизнь и здоровье (человек сам решает, как ему лечиться, чем прививаться и т.д.), свобода предпринимательской деятельности. В соответствии с действующим законодательством Украины, нет возможности на основании постановления ограничивать это право, при условии отсутствия какого-то особого режима в государстве. Поэтому постановление Кабмина в принципе незаконно. Что касается действий правоохранительных органов, которые контролируют бизнес, то при проверках необходимо понять, есть ли полномочия для их проведения. Например, правоохранительные органы не имеют права проверять медицинские документы, как и запрашивать в принудительном порядке бумаги, связанные с предпринимательской деятельностью.

]]>