Совершая покупки в магазинах, граждане часто приобретают ненужные им товары. Причина тому – маркетинговые манипуляции, которые используют продавцы. Благодаря правильной раскладке товаров, покупателей завлекают к их приобретению. Также часто манипулируют при помощи акционных предложений. Специалисты советуют гражданам быть внимательными совершая покупки, чтобы приобретать необходимые и качественные товары, передаёт Информ-UA.
Наиболее распространённый приём, который используют в магазинах – удачная выкладка товара, которой привлекают покупателей.
Правильно выложенные товары в нужном месте провоцируют на покупки, заставляя граждан приобретать то, что они даже не планировали. Основное правило – простота и доступность. То есть, любой человек, входя в отдел, должен легко видеть товар, поэтому он должен быть расположен на уровне глаз и на расстоянии вытянутой руки. При входе в магазин, располагаются фрукты и овощи, или же вода. В этом месте человек осматривается, ищет свой отдел, в этой зоне он не осуществляет интенсивных покупок. Это место для планируемых покупок, человек идёт туда целенаправленно за теми же овощами и фруктами,
— объясняет специалист по рекламе и пиару Сергей Черпаков.
Далее, на пути следования покупателя, должны располагаться товары из разряда импульсивных покупок, то, что может быть приобретено не запланировано, говорит специалист:
Мы идём за определенной вещью, но по ходу увидели что-то ещё, и взяли это. Продукты первой необходимости располагаются в конце, чтобы покупатели прошли весь магазин, по пути приобрели другие товары, которые, возможно, и не были запланированы. С правой стороны, зачастую, располагаются то, что требует привлечения внимания граждан, с левой – то, что и так хорошо продаётся. Необходимо понимать, что задача любого продуктового магазина или супермаркета – управлять потоками посетителей и прогнозировать их покупки. Психологически это действует так: человек, войдя в магазин, может быть немного дезориентирован, но чтобы он долго не находился в размышлении, за него уже проложили потоки, которые он пройдёт, чтобы не останавливаться. Это делается для улучшения лёгкости ориентирования в магазине.
Супермаркеты, при расстановке товаров руководствуются правилом «золотого треугольника», рассказывает эксперт:
Это условный треугольник, проведённый от кассы до входа, третья точка – отдел, в который приходит покупатель. Вход в магазин находится далеко от касс, для того, чтобы к ним прийти, нужно сделать большой круг, и по ходу его, есть вероятность, что граждане купят незапланированные товары. Этот «золотой треугольник» — путь, который человек вынуждено пройдёт по пути к кассам, это то место, где наиболее часто приобретаются товары. Задача магазина – расположить в этом месте то, что может быть куплено дополнительно. Это, например, чипсы, которые расположены рядом с пивом. Чтобы покупатель, не отходя далеко, мог приобрести сопутствующие продукты, даже если он не планировал. Возле молочных продуктов находятся запакованные сыры и колбасы. Это же нужные продукты, мы их употребляем, они рядом, уже запакованы, почему бы не взять ещё и их?
Также, рассказывает специалист, для привлечения покупателей используют запахи:
Некоторые магазины добавляют искусственные ароматизаторы, распыляя их перед входом. Зачастую в магазинах мы видим кулинарию, которая находится рядом со входом. Входя, мы сразу чувствуем эти приятные запахи, которые провоцируют на приобретение этой еды. Наиболее распространённый запах – свежего хлеба, который максимально повышает аппетит. Также запах кофе – точки, которые делают молотый кофе.
На сознание покупателей влияют и при помощи яркой упаковки, говорит Сергей Черпаков:
Действует правило привлекательности: всё, что ярко и выделяется, привлекает к себе внимание. Этим также пользуются продавцы товаров, делая яркие упаковки, другие формы, чтобы они выделялись, казались более наполненными. Чтобы у человека складывалось впечатление, что он покупает больше по объёму. В итоге так можно купить товар меньше за те же деньги. Это основной приём, которым пользуются маркетологи, так как люди, как правило, не сравнивают цены, берут то, что более привлекательно, не обращая внимания на объём.
Для того чтобы избежать ненужных покупок, необходимо придерживаться нескольких правил, говорит эксперт:
В первую очередь, нужно ходить в магазин сытым, ведь голодные приобретают много лишнего, так как в этом состоянии хочется всего. Также, говорит эксперт, ходить по магазинам лучше в хорошем настроении, чтобы не заглушать свои негативные эмоции покупками. Полезно будет составить список необходимых товаров, чтобы не брать лишнее.
Осторожными стоит быть и с акционными предложениями, так как не всегда скидки являются реальными, рассказывает Сергей Черпаков:
Акции – это такой психологический приём, который никогда не прекратит пользоваться популярностью. Если говорить о продуктовых супермаркетах, то это больше работает на пожилых людей, так как они более склонны доверять скидкам, им сложнее проверять, насколько действительно упала цена на товар. Они видят акцию, и у них автоматически срабатывает, что нужно брать. Также они плохо видят, им сложнее читать ценники мелким шрифтом, это играет свою роль.
Часто под акцию попадают товары, у которых заканчивается срок годности, говорит эксперт:
Нужно обращать внимание на срок годности товара, так как в продуктовых магазинах действительно бывают скидки на те продукты, у которых заканчивается срок годности. Это ловушка, на которую многие попадаются. Есть акционные предложения в виде планируемых скидок в определённый день недели. В данном случае нужно смотреть, что вам нужно. Если есть необходимые товары, на которые будут действовать скидки – их стоит купить. Но брать всё подряд в больших количествах не стоит. Это обычная жадность, потому что сложно понять, зачем нагребать товары, которые в доступности. У нас много супермаркетов, дефицита товаров у нас нет. Люди аргументируются тем, что сейчас можно купить дешевле то, что потом также потребуется, но будет стоить дороже. Это создание иллюзии безопасности – запас товарами.
]]>