В связи с отменой авиасообщений между Украиной и Беларусью наша страна потеряла часть пассажиров. Но, по мнению политического обозревателя Юрия Райхеля, в данном вопросе стоит смотреть, в первую очередь, на вопрос безопасности. На сегодняшний день полёты в Беларусь для граждан опасны, так как их могут похитить. В дальнейшем, по слова эксперта, санкции планируют ужесточить. 21 июня Европейский Союз должен принять очередной пакет санкций против Беларуси, передаёт Информ-UA.
Отменена авиасообщения между Украиной и Беларусью — это логичная часть общего мирового бойкота в ответ на принудительную посадку самолёта Ryanair Афины – Вильнюс в Минске, считает Юрий Райхель.
Там до литовской границы около 70 км оставалось, ему две минуты лететь. Возможно, сам по себе факт принудительной посадки и не стал бы причиной таких последствий. Но вот снятие с рейса и арест известного российского оппозиционера Романа Протасевича, вызвало резкую реакцию. Были немедленно предприняты меры по ограничению полётов государственной белорусской авиакомпании Belavia, которая является практически единственным авиаперевозчиком в Беларуси. В дальнейшем к этим санкциям присоединились и другие страны, в том числе и Украина. И это не только запрет на полёты белорусской компании, это ещё и закрытие белорусского воздушного пространства для западных самолётов,
— говори Юрий Райхель.
В связи с такими запретами Беларусь теряет значительную часть доходов, говорит эксперт:
Реакция у самопровозглашённого белорусского лидера была в формате «а нам всё равно». Хотя, понятно, что это вовсе не так, ведь только на транзитных полётах белорусский регулятор авиационного движения зарабатывал около 100-150 миллионов в год. Для Беларуси – это очень приличные деньги. Также и сама авиакомпания Belavia стоит практически на грани разорения, она вынуждена была отменить достаточно большое количество полётов. Минск, который был воздушным хабом между Россией и западной Европой, в том числе и Украиной, перестал выполнять эти функции. Сейчас они в срочном режиме ищут другой авиационный хаб. Как вариант – Кишинёв. Но там возникают логистические проблемы, аэропорт не позволяет принимать большое количество самолётов.
Если подсчитать общие потери, то, говорит Райхель, выходит минимум 500 миллионов долларов:
Для белорусского бюджета это не смертельно, но очень неприятно. А самое главное, что Belavia – это только первый камушек. Все остальные санкции, которые уже приняты, и будут приняты в дальнейшем, в том числе и со стороны США, – весомый удар. Также нужно понимать, что это косвенный удар по России. Если экономика Беларуси благодаря санкциям понесёт очень большие потери, то компенсировать их вынужден будет путинский режим. Речь идёт об около 5-10 миллиардах долларов. Для России это достаточно большая нагрузка, вряд ли она в полном объёме на неё согласятся, ведь там много своих финансовых проблем: Сирия, Ливия, центральная Азия, где она сейчас вынуждена финансировать расширение своего военного присутствия, в частности в Таджикистане. Это также проблемы южного Кавказа, где они финансируют довольно затратную миротворческую операцию на границе Армении и Азербайджана. Поэтому для России взять и положить на стол 5-10 миллиардов долларов – довольно значительно. И в этом тоже есть цель европейских и западных санкций.
Что касается потерь с украинской стороны, то они также есть, говорит эксперт. Но, считает их не столь вескими, учитывая вопрос безопасности:
Нет полётов – нет опасности. Но, конечно, украинские аэропорты часть своих пассажиров потеряют. Украэрорух получал деньги за проведение белорусских самолётов через украинское воздушное пространство. То есть, определенные потери Украина понесёт. Есть компенсация, но она небольшая: часть полётов вне Беларуси частично будут осуществляться через территорию Украины. Но это не много, в силу географического расположения. Но в данной ситуации важно понимать, что украинским гражданам уже давно лучше бы вообще не ездить в Беларусь, потому что они могут стать объектом провокации со стороны белорусских и российских спецслужб. Были случаи похищения украинских граждан на территории Беларуси, а потом они оказывались в застенках Москвы. Поэтому нельзя сказать, что санкции как-то сильно ударят по нашим гражданам.
Санкции не отразятся и на обычных белорусских гражданах, считает эксперт, так как режим Лукашенко и так нанёс удар:
Белорусские граждане сейчас могут вылететь из Беларуси только в Россию. Если кому-то нужно попасть, к примеру, из Минска в Вильнюс, то сейчас это будет намного сложнее. От Минска поезд туда шёл около трёх часов, а самолётом – полчаса полёта. Сейчас же нужно лететь через Москву или Петербург. То есть, это финансово и логистически сложнее. Режим Лукашенко о своих гражданах не думает. И чем больше закрыта страна, тем ему даже лучше. Беларусь начала закрываться ещё до ситуации с Ryanair. Выезд из Беларуси поездом или на автомобиле был практически запрещён. А если кому-то и разрешали, к примеру, человеку, который там получал образование, то ему нужно было за каждый переход границы платить 35 евро. Ездить свободно можно было только в Россию.
21 июня Европейский Союз собирается принять очередной пакет санкций против Беларуси. Их главная цель, говорит эксперт, – экономический и финансовый удар по режиму Лукашенко. От санкций не особо пострадают другие страны, объясняет Райхель:
К примеру, в торговом обороте Германии Беларусь находится на 60 месте. То есть, если она перестанет поставлять свои товары в Германию, то это будет незаметно. То же самое можно сказать и о других европейских странах. А компенсировать наличие белорусских товаров можно.
Украина уже отказалась от импорта электроэнергии из Беларуси. Но этот вопрос больше политический, чем экономический, считает эксперт:
Энергетические мощности Украины избыточны, мы можем производить энергии гораздо больше, чем потребляем. Поэтому этот вопрос был чисто коммерческим, и, я бы даже сказал, политическим. Некоторые олигархические группы пытались на этом деле играть и получать дивиденды, коммерческие и политические. Поэтому этот вопрос, с точки зрения бесперебойности подачи электроэнергии, не воздействует никак. А с точки зрения тех или иных интересов, в том числе и узкокорпоративных, — да, это проблема для тех, кто пытался получать определённые коммерческие преференции из импорта.
Напомним, согласно решению Кабинета министров, с 26 мая были отменены авиасообщения между Украиной и Беларусью, также украинским авиакомпаниям и самолётам запрещается полёты над белорусской территорией. 23 мая по указанию Александра Лукашенко, Беларусью был поднят истребитель, для того, чтобы посадить в Минске самолет Ryanair Афины – Вильнюс. На борту был бывший редактор оппозиционного телеграмм-канала NEXTA Роман Протасевич. Он был задержан вместе со своей девушкой. Такие действия Беларуси вызвали резкую реакцию в мире.
]]>