В Украине продолжается рождественский пост. Но сейчас, по словам настоятеля Свято-Покровской церкви Украинской православной церкви Максима Злобина, многие граждане неправильно его воспринимают. Цель поста — тренировать в себе воздержание, а не просто изменить свой рацион, передаёт Информ-UA.
Рождественский пост длится 40 дней, начался он 28 ноября и будет продолжаться до 7 января.
Пост — это время, когда человек отрешается от суеты, входит в более духовную область. Пост — это воздержание, сохранение своих чувств, защита души, подчинение тела духу и душе. Поэтому постный подвиг известен с первых времён христианства, о нём мы читаем в Священном писании. Это божественное установление, которое было освящено веками и практикой церкви. Это та возможность, которую мы часто не имеем. Люди жалуются, что у них нет времени прийти в храм, помолиться. И вот постные дни позволяют сделать переоценку своих жизненных ценностей, прийти к тому, чтобы духовное главенствовало над телесным,
— говорит настоятель Свято-Покровской церкви Украинской православной церкви Максим Злобин.
Для того чтобы понять суть поста, рассказывает священник Сергей Ярмула, необходимо обратиться к христианским первоисточникам:
Есть исследование священномученика Илариона Троицкого о посте и о постном, насколько у нас изменилось отношение к посту за время развития христианства. Он приводит древнее христианское сочинение, в котором говорится о посте, который был у ранних христиан. Пост в том виде, который мы переняли из иудейства — не есть целый день. Сэкономленное рекомендуется пожертвовать нуждающимся, чтобы пост действительно имел смысл добродетельности. С 12 века это стало невозможным, так как патриарх Константинопольский постановил 40-дневный рождественский пост. Мы не можем выходить за рамки постановления. Вопрос в другом: если постное меню дороже, чем скромное, то ты не постишься. Можно пост настроить так, чтобы за его время человек ел есть что-то попроще, и сэкономленные деньги потратил на благотворительность.
Цель поста — борьба с чревоугодием, говорит священник:
Чревоугодие — главная страсть человека, и пост направлен на борьбу с этим, с обжорством и желанием изыскано покушать. Можно, например, съесть что-то изысканное, но постное, а можно куриную грудку, которая, по сути, практически не имеет ни вкуса, ни запаха. И что из этого будет более постное и дешёвое? Сколько ты сможешь сэкономить и пожертвовать? Чревоугодие за собой тянет обжорство другого рода. К такой страсти, как блуду, когда мы смотрим с вожделением, обжираемся, по сути, ненасытны в плотских отношениях. Чревоугодие — это следующая страсть со сребролюбием — ненасытностью к житейским благам. И вот пост направлен на борьбу с чревоугодием не только в плане пищи, но и в плане борьбы с этими страстями, которыми мы пытаемся насытить свою жизнь.
Сейчас поститься стало популярнее в связи с развитием онлайн-технологий, рассказывает Максим Злобин:
Век интернета и гаджетов — это век скоростного обмена информации. Поэтому человек заходит в гаджет, видит какую-то новость, особенно если это нисходит от популярных блогеров, которые соблюдают диеты, занимаются вегетарианством и т.д., и начинает делать так же. Я помню ещё со школы, как нам учителя говорили, что пост полезен для здоровья, что нужно поститься для того, чтобы быть в хорошей форме. Особенно сейчас это модно, когда люди выискивают какие-то диеты. Мол, вот есть пост, почему бы нам не поголодать?
Но на самом деле это разные вещи, объясняет настоятель церкви:
Пост, диета и голодовка — это совершенно разные вещи, потому что у поста есть две стороны: воздержание от пищи и молитва. Поэтому тот человек, который говорит, что он постится, но при этом не посещает в постное время богослужения, не принимает участия в таинствах покаяния, причастиях и других таинствах церкви, то есть, если он не живёт церковной жизнью, говорить о том, что он постится, нельзя. Это просто человек соблюдает какую-то диету по определённому принципу, пусть даже по уставу святой церкви. Очень страшным является грех, который в церкви называется гортанобесие — когда человек занимается удовлетворением через пищу своего плотского естества. Вот пост от этого тоже нас защищает. То есть, мы должны полюбить простоту в пище, не ради того, чтобы похудеть, а чтобы мы убивали в себе свои страсти.
Пост — это тренировка, говорит Максим Злобин:
Каждый из нас имеет в себе страсти, грехи и пороки. И часто люди, которые не ходят в храм, осуждают тех, кто их посещает, из-за того, что они при этом живут грешно. Но дело в том, что каждый человек уже при рождении заражён этим грехом. И вот именно пост, как духовная тренировка, направлен на то, чтобы сквозь всю свою жизнь научиться сдерживать негативные проявления в нашем уме и сердце. Это не значит, что если мы все будем поститься, то 7 января мы выйдем на рождественское богослужение какими-то другими. Возможно, у нас ничего не поменяется, но у нас будет некий духовный опыт, благодаря которому уже следующий пост может быть, станет для нас спасителем. Поэтому постный подвиг — возможность потренироваться духовно, покаяться в своих грехах, сделать переоценку своих ценностей.
Пост нельзя прекращать, говорит священник Сергей Ярмула:
Нужно тренировать в себе воздержание всегда и во всём. Для людей, которые соблюдают пост, он продолжается и в новогоднею ночь, это не даёт никакого послабления. Но сорваться можно и постной пищей. Пост — это время нашей духовной тренировки. У нас есть позывы к греху, и часто мы падаем, но главное, чтобы количество падений было равно количеству подъёмов. И если мы будем тренировать себя постоянно, то и в новогоднею ночь мы не сорвёмся, воздержимся, аккуратно отметим наступление нового года. Роль играет духовная подготовка, которая должна быть не только во время поста, но и на протяжении всей нашей жизни. Можно приготовить суши — это самое простое. Рис и рыба — то, что действительно не нагромождает желудок. И бокал шампанского. Вроде бы и по-праздничному.
Можно запечь любую рыбу, приготовить салат, в котором будет много овощей. Первое средство, когда мы постимся в рождественский пост, лично для меня, — квашенная капуста,
— рассказывает Максим Злобин.
Для детей, говорит Сергей Ярмула, должны быть послабления. Их лучше не отягощать тяжёлыми постами, потому что у них период физического роста, умственного развития, поэтому организм должен в это время получать все необходимые питательные вещества:
В постном меню множество витаминов, и в овощах и фруктах, но в то же время организму нужен белок, кальций для костей, а растительный белок у многих плохо усваивается. Поэтому в данном вопросе нужен и здравый подход и совет диетолога, который, обратив внимание на особенности организма ребёнка скажет, что можно, а что нет.
Маским Злобин советует приучать детей к посту аккуратно:
Главное, чтобы родители научили ребёнка воздержанию. Важно не переборщить, чтобы не было отвращения к посту, богослужению, религиозной жизни. Пусть это будет воздержание от любимых сладостей, гаджетов. Это не навредит ребёнку, а наоборот пойдёт на пользу. А когда человек повзрослеет, он уже сам будет решать, как ему поститься.
]]>